Как перестать откладывать и начать работать с удовольствием?

Откладывание выполнения работы, чтобы полить растения или откладывание выполнения домашнего задания, чтобы поиграть в видеоигры – и то, и другое не что иное, как плохой тайм-менеджмент.

Исследователи говорят, что хроническая прокрастинация является эмоциональной стратегией для ежедневной борьбы со стрессом, которая может привести к значительным проблемам в личных отношениях, работе, финансовой сфере и здоровье.

В августе исследователи из Стокгольмского университета опубликовали одно из первых рандомизированных контролируемых исследований по лечению прокрастинации. Они пришли к выводу, что онлайн-терапия может существенно снизить проволочки.

Психологи изучают также и другие способы, с помощью которых люди могли бы избавиться от проволочек, например, стратегии регулирования эмоций и представления себя в будущем.

Ученые определяют прокрастинацию как добровольную преднамеренную задержку действия, несмотря на предсказуемые негативные последствия в будущем, краткосрочное удовольствие за счет будущего («Мы не подготовились к презентации в эти выходные, потому что у нас были гости»)

«Сущность промедления заключается в следующем: Мы сдаемся, чтобы чувствовать себя комфортно», – говорит профессор психологии Тимоти Пичил из Университета Карлтон, Оттава, который опубликовал немало работ по этой теме.

Бен Локвуд, 39-летний офис-менеджер в Чиппенеме, примерно в 100 милях к западу от Лондона, знает это чувство слишком хорошо. Хотя его нельзя назвать ленивым человеком, он говорит, что он борется с промедлением на работе и в личной жизни. Он говорит, что хочет сделать все идеально, а перед началом работы, он начинает испытывать чувство беспокойства. Вместо того, чтобы начать новую работу, он может пойти в спортзал. Ученые называют это «моральной компенсацией, когда прокрастинаторы, делают что-то, доставляющее им комфорт, избегая при этом выполнение задач, которые им необходимо сделать.

Г-н Локвуд говорит, что такая модель поведения, наполняет его ненавистью к самому себе. «Я предпочел бы сказать, что я ограбил банк, чем сказать, что я оттягивал момент начала работы», – говорит он.

Многие хронические прокрастинаторы считают, что они не начали работу вовремя, потому что они хотели сделать это прекрасно. Тем не менее, исследования показывают, «хроническое промедление на самом деле не связано с перфекционизмом, а, скорее, с импульсивным желанием отложить выполнение какого-то задания на неопределенный срок, из-за страха провала, страха сделать ошибку и даже страха успеха», – говорит Пьер Стил, канадский ученый из Университета Калгари.

Люди могут считать, что тревожность является препятствием, которое мешает им приступить к работе, однако данные многих исследований показывают, что для людей с низким уровнем импульсивности, состояние тревоги является сигналом для начала работы. А весьма импульсивные люди завершают работу, когда они чувствуют тревогу. «Импульсивным людям, как полагают, приходится тяжелее, имея дело с сильным чувством, и тогда они хотят сделать что-то еще, чтобы избавиться от неприятного чувства», – говорит доктор Стил.

Некоторые люди признаются, что они намеренно откладывали выполнение работы до последнего момента, потому что им работается лучше в условиях стресса. Но истинные прокрастинаторы сами устают от проволочек. «Это спорно, улучшилось бы качество их работы на самом деле, приступи они к выполнению раньше», – говорит д-р Пичил.

Эксперты говорят, что последствия хронических и экстремальных проволочек могут быть серьезными: распадаются браки, люди теряют рабочие места и часто чувствуют себя как самозванцы. Фучиа Сируа, докторант психологии в Университете Шеффилда, в Англии, в последнее время начала изучать влияние проволочек на хронические заболевания.

Существует регистр последствий промедления для психического здоровья: у обычных прокрастинаторов отмечаются более высокие показатели депрессии, беспокойства и плохого благосостояния. Данных о физических последствиях и серьезных проблем со здоровьем не так много. В недавней работе, доктор Сируа с коллегами обнаружили, что прокрастинаторы с артериальной гипертензией и сердечными заболеваниями не отличались особым желанием справляться с болезнью. Они были более склонны к неадекватному поведению, – замкнутости, самобичеванию из-за болезни или равнодушному отношению к своему здоровью.

Кроме того, прокрастинаторы часто не в состоянии ясно представить свое будущее. Их видение своего будущего часто абстрактное и безличное, и они не связаны с ним эмоционально. Это может происходить из-за высоких уровней стресса, который может сместить внимание с отдаленных перспектив на более насущные проблемы.

«Сосредоточение внимания на одном только тайм-менеджменте может помочь прокрастинаторам, но этого не достаточно», – говорят ученые. Эмоциональная составляющая регулирования тоже важна.

И Сируа, и Пичил предупреждают, что возможны сильные эмоции, такие как беспокойство, в начале проекта, но важно не винить себя за это. Просто необходимо сделать первый шаг, а затем постепенно следовать в заданном направлении.

Исследователи из Стокгольмского университета решили проверить, работает ли самолечение в самых запущенных формах прокрастинации.

«Ученые ставили перед собой цель – нащупать удачный рецепт, который можно широко распространить, например, через Интернет», – говорит Александр Розенталь, клинический психолог и докторант, автор исследования, недавно опубликованного в журнале «Консалтинг и Клиническая Психология». В программе, рассчитанной на 10 еженедельных модулей, приняло участие 150 человек.

Одним из «лекарств» было разбивать цели на множество подробно прописанных мелких подцелей. Вместо «во вторник буду работать над статьей» ставилась задача «во вторник с 11 утра в течение часа работаю над статьей».

Была продумана система вознаграждения. Вместо одного крупного бонуса за выполнение всей работы подопытные выдавали себе приятные мелочи, вроде чашки кофе после достижения каждой подцели.

Другой модуль включал обращение прокрастинаторов к напряженным чувствам или мыслям на короткое время, постепенно как бы отдаляя их. Цель заключалась в том, чтобы помочь прокрастинаторам лучше управлять своими эмоциями, а не инстинктивно следовать за ними.

Одну группу вели психотерапевты, другая занималась самолечением. Хорошо справлялись с прокрастинацией участники обеих групп, но наилучшие результаты были достигнуты теми, кто действовал под опытным руководством. Эксперимент еще не закончен: в конце года, через 12 месяцев после окончания курса, исследователи еще раз встретятся со всеми подопытными и выяснят, насколько полной оказалась ремиссия.

«Также мы продолжаем лечить студентов методом групповой терапии и в онлайн-режиме и не только учитывать их мнение о том, помогает ли курс антипрокрастинации, но и отслеживать результаты в реальной жизни, от академической успеваемости подопытных до их пристрастия к алкоголю», – говорит Розенталь.

В Калгари лаборатория доктора Стила проверяет и помогает развить новое программное обеспечение Гонконгской компании Saent, которая задерживает загрузку социальных сетей (Facebook) в течение приблизительно 15 секунд, используя «микрозатраты», например, запрос пароля перед входом в сеть. Иногда эти незначительные усилия сдерживают прокрастинаторов от отвлечения, говорит д-р Стил.

Г-н Локвуд, прокрастинатор из Великобритании, разработал собственные стратегии для помощи себе самому. Так как ему пришлось платить за просрочку платежа из-за неуплаты по счетам вовремя, не отправив чек по почте, теперь он всегда имеет дома марки и конверты, а также оплачивает счета, какие возможно, через Интернет.

Но он хочет, побороть проволочки и в других сферах своей жизни. Он признается, что попросил свою подругу спланировать отпуск, потому что у него трудное время на работе, и он не хочет просить отгул. Но на самом деле он имеет план отпуска. Он говорит, что хотел бы удивить ее, показав план.

«Если вы, случайно, прокрастинируете, прекратите думать о своих чувствах и приступите к следующему заданию», говорит доктор Пичил. «Но если вы хронический прокрастинатор, вам, возможно, потребуется лечение, чтобы лучше понять ваши эмоции и справиться с ними или избежать их»