Диагноз «рак» часто вызывает один из сильнейших страхов за здоровье. Много больных раком думают, что это конец их жизни по мере того как они больше узнают об этом. В самом деле, после постановки диагноза в жизни человека происходят многие изменения, которые продолжаются по ходу лечения и по его окончанию в течение всей оставшейся жизни. Одно действительно меняется. Это может быть удивительно, но исследования показывают, что большинство взрослых и детей на самом деле психологически устойчивы в борьбе с раком.

Устойчивость не означает, что мы должны мыслить позитивно все время. На протяжении многих лет настоятельно подчеркивалось, что необходимо иметь позитивный настрой, потому что считалось, что такое отношение может повлиять на выживание. Это не бесспорно, но предположения большинства исследований показывают, что, изображая позитивный настрой, на самом деле можно получить дополнительный стресс.

Исследования показывают, что совершенно нормально быть грустным и злым, и нет ничего необычного, когда пациент борется за выживание с высшим разумом. Нормально также иметь отличные дни, в которые люди чувствуют положительную сторону жизни; делают что-то в меру своих сил, когда они чувствуют себя хорошо и стремятся к достижению целей.

Во многом хорошей стратегией для преодоления трудностей является получение как можно больше информации об их конкретном типе рака.

Также хорошей идеей является собрать две команды — с одной стороны команду поддержки пациента и с другой стороны — команду медицинской и психосоциальной помощи.

  • В команду поддержки комфорта пациента могут входить члены семьи и близкие друзья.
  • Медико-психосоциальная команда может состоять из врачей-онкологов, хирургов, практикующих медсестер, лицензированного психолога, психиатра и социального работника.

Тесные деловые отношения между членами медико-психосоциальной команды являются крайне важными для координации лечения, общения и влияния на принятие решения взрослым пациентом или удовлетворения потребностей ребенка на протяжении всего лечения.

Есть специалисты, которые имеют большой опыт подготовки и оказания помощи детям, взрослым и семьям, сталкивающимся с онкологическим диагнозом.

Лечение рака может быть очень трудным и, возможно, одним из самых стрессовых моментов в жизни. Есть специалисты в области психологии и психиатрии, которые занимаются конкретно онкологическими больными и членами их семей. Это узкая область называется психоонкология, психосоциальная онкология или поведенческая онкология. Она связана с психологическими, социальными и поведенческими аспектами рака. Специалисты этой области способны обеспечить индивидуализированное обучение и поддержку, связанную с конкретным типом рака, стадией рака, а также ожидаемыми последствиями процедур. Они обычно работают с семьями и опекунами. Терапия проходит лучше, когда она координируется между несколькими членами команды.

Есть определенные случаи, в которых тревога и даже депрессия являются частью процесса лечения рака. Например, первоначальный настрой на то, чтобы пройти через диагностику рака, может быть одним из самых тяжелых моментов, когда в душе бушует вихрь эмоций и скачки мыслей — в голове.

Первые полученные процедуры, как представляется, также оказывают разрушительное воздействие на мыслительные процессы и чувства с точки зрения способности выдерживать весь ход конкретного лечения, а потом еще и еще. Люди спрашивают себя позже, как это им удалось. Первый рецидив, первая серия клинических испытаний и все происходящие изменения в личной жизни могут заставить людей чувствовать, что они преследуют движущуюся цель. Дело в том, что раковый процесс на самом деле создает ряд проблем и препятствий, которые должны быть преодолены для того, чтобы двигаться дальше к следующей задаче.

Иногда эти корректировки становятся настолько подавляющим, что трудно увидеть свет в конце тоннеля. Взрослые и даже дети в конце концов начинают понимать, что это не краткосрочное лечение, и что это труднее, чем они думали.

Люди часто спрашивают: «Что делать, если один человек адаптируется относительно хорошо, а другой не так хорошо?» или «Как узнать, в какой ситуации онкологический пациент нуждается в психотерапии?»

Важно признать, что несколько факторов способствуют тому, насколько хорошо человек адаптируется к чему-нибудь в жизни, особенно к раку. Исследования показали, что одним из важных факторов является то, насколько хорошо человек справляется в разными проблемами в своей жизни и как хорошо развита его стратегия выживания и навыки управления стрессом. Изучение этих факторов может предотвратить или помочь людям лучше справляться или управлять стрессом.

Для этого существуют психологи, работающие с онкологическими пациентами. Они рассматривают не только недостатки, но и достоинства. Они пытаются работать с достоинствами, чтобы придумать хорошие, совместимые стратегии выживания, помочь пациентам развить навыки управления стрессом и помочь им и их семьям пережить эти трудные времена.

Когда у человека диагностирован рак, проблемы могут перейти из острых в хронические. Человек может иметь проблемы с рвотой в связи с недавним курсом химиотерапии, но ему также может быть известно, что ему предстоит пройти еще несколько курсов того же химиотерапевтического агента на следующей неделе и в течение следующих нескольких недель. Пациенты также могут иметь дело с несколько другими вопросами, такими как безопасность труда, страхование, пособие по уходу за ребенком и преодоление финансовых трудностей из-за высокой стоимости лечения. Возможно, придется решать другие вопросы, связанные со значительными проблемами межличностных отношений с другими членами семьи или друзьями.

В зависимости от того, насколько хорошо кто-то справлялся со стрессом в прошлом, психологи могут помочь в организации лечения и работать в направлении построения этих стратегий и управленческих навыков. Помните, в то время как страх и стресс может рассматриваться как часть опыта рака, психолог может использовать важные приемы и помочь в преодолении кризиса в перспективе.

Дети и взрослые с нерадостными историями из прошлого или эмоциональными проблемами психологического здоровья часто сталкиваются с серьезными проблемами в борьбе с раком и его лечением.

Люди, которые пострадали от депрессии, беспокойства или серьезных проблем психического здоровья, более склонны к трудностям адаптации при столкновении с интенсивными физическими и психологическими стресс-факторами, связанными с онкологическим диагнозом. Иногда человек может чувствовать себя таким перегруженным, что он близок к самоубийству. Это требует немедленного медицинского психиатрического внимания.

Если кто-то имеет опыт эмоциональных или психических проблем со здоровьем и сейчас сталкивается с раком, этот момент можно использовать для того, чтобы предупредить какие-либо проблемы. Это может помочь медицинским специалистам сделать надлежащее и своевременное направление к психологу или психиатру. Команда врачей должны быть осведомлена о всех медицинских препаратах, принимаемых пациентом, в том числе препаратах дополнительной или альтернативной терапии для того, чтобы быть в состоянии обеспечить оптимальное лечение.

Один из самых больших страхов, существующих у людей и имеющих отношение к раку, — это страх смерти. Это происходит потому, что в прошлом рак был синонимом смерти. И хотя методы лечения чрезвычайно расширились с 60-х годов прошлого века и имеется ошеломляющее количество выживших, живущих счастливой и продуктивной жизнью, люди все еще ​​боятся, что они умрут от рака. Это особенно верно, если кто-то из их семьи умер от рака. Воспоминания о тех временах, в которых любимый человек проходил курс лечения и через несколько месяцев или лет могут привести к боли и отчаянию больного раком. Хотя это не обязательно повлияет на исход, но и конечно не поможет в лечении.

Помимо страха смерти из-за рака, стресс и страх также могут возникать из-за недавней личной потери. Это может случиться, когда кто-то очень близкий умирает, или потеря может быть связана с утратой привычных функций организма (т.е. больной не в состоянии ходить прямо после многих лет без лечения), социальной роли, груди или конечностей. Все эти значимые утраты, и с ними, возможно, придется иметь дело индивидуально. Иногда показаны психотерапия и/или медикаменты, особенно когда кто-то становится настолько подавлен, что начинает размышлять о самоубийстве.

Предыдущий опыт часто играет важную роль в определении лечения рака. Например, серьезная физическая или эмоциональная травма может повлиять на то, как человек справляется с другими жизненными стресс-факторами.

Травма может включать в себя историю злоупотребления в раннем детстве, боевой опыт, историю изнасилования, или даже эмоционального насилия. Эти страхи, проблемы и переживания, связанные с жизненными обстоятельствами, порой возникают в результате самоуязвимости и переходят в раковый процесс.

Три следующие сценария, связанные с последствиями лечения, важно учитывать при взгляде на приспособляемость к раку. Один из них связан с адаптацией к возможным физическим симптомам, связанным с процедурами, таких как боль, тошнота, рвота и усталость. Эти симптомы могут быть изматывающими, так как пациенту кажется, что они продолжаются бесконечно. Поэтому доктора считают, что больные могут сделать перерыв между процедурами, во время которого они на самом деле чувствуют себя хорошо. Рекомендуется, чтобы люди воспользовались этим временем, чтобы вновь участвовать в нормальной жизнедеятельности или создать ощущение нормальной жизни снова.

В дополнение к адаптации бывают случаи, когда у больного раком может выработаться условный рефлекс испытывать тревогу перед предстоящим лечением. У многих пациентов возникало то, что психологи называют классической условной реакцией тошноты и рвоты. То есть рвота возникала даже до попадания в онкологический центр из-за ожидания того, что у них будет рвота после процедуры. Существуют эффективные методы лечения, которые психологи могут рекомендовать в решении этих вопросов.

Наконец, есть моменты, когда процедуры могут быть связаны с изменением настроения или психического функционирования. Для примера, когда кто-то выходит из операционной, он невменяем или говорит чепуху. Это не происходит всегда, но может случиться. Некоторые пациенты испытывают капризность, путаются или не понимают, где они находятся. Это может быть результатом действия некоторых лекарственных препаратов. Эти эффекты называют ятрогенными, и они являются причудливым проявлением эффективности лечения. Многие из этих эффектов являются временными и в конечном итоге проходят. Они не угрожают жизни, но исследования показали, что и пациенты и их семьи часто имеют проблемы из-за этих эффектов. Есть психиатрические лекарства, которые являются очень эффективными в ослаблении влияния лекарственных препаратов и позволяют больному раком «вернуться к себе» быстрее, и, следовательно, уменьшить бедствия для пациента и его семьи.

Лица, которым недавно поставили онкологический диагноз и назначили курс лечения или пациенты, у которых был рак в прошлом, могут извлечь пользу из беседы с психоонкологом. Некоторые вопросы зачастую трудно обсуждать с врачами. Например, кто-то может чувствовать себя неудобно, говоря о сексуальных проблемах, испытываемых после лечения, или некоторые люди имеют проблемы, которые трудно обсуждать со своей семьей. Многие дети и взрослые с диагнозом «рак» чувствуют, что они не получают достаточно информации об их типе рака из-за множества медицинских терминов. Позже они могут жаловаться, что они не имели достаточно информации о том, как справиться с их разочарованием или проблемами после успешного лечения рака.

Хотя это может усилить страхи у взрослых и детей, благодаря современным процедурам диагноз «рак» не всегда заканчивается смертельным исходом. Но есть многое, что можно сделать психологически, чтобы справиться с медицинскими или психологическими аспектами рака с человечностью, пониманием, мужеством и достоинством.