Рак, конечно, не всегда смертный приговор, и большинство людей считает, что будет полезным держаться за надежду. Но я обнаружил, что многие больные раком, особенно с плохим прогнозом, думают о своей возможной смерти и о том, смогут ли они смириться с ней, когда придет время. Они хотят достигнуть соглашения с ней, прежде чем они окажутся за несколько дней или недель до ухода. В этой статье я расскажу, как пациенты, которых я знаю, стали чувствовать какой-то смысл принятия их смерти, хотя это может длиться несколько месяцев.

Хотя это был процесс, выворачивающий наизнанку, это не было невозможным. Если ты борешься с этой проблемой, пытаясь хоть как-то примириться с тем, что умираешь, то когда придет время, изучение того, как уходили другие онкологические больные, поможет в решении этого вопроса. Если вы утвердились в решении, что это не ваш вариант, потому что чувства умирающего заведомо неприемлемы для вас, изучение того, как другие преодолели этот трудный путь, может вам помочь.

Фраза «примириться со смертью» означает разные вещи для разных людей, часто используются и другие фразы, передающие ту же общую идею. Они включают такие фразы, как «чувство принятия», «чувство примирения», «быть в мире», «чувство самообладания», «чувствовать себя неплохо», «время уйти в отставку», «уступить» и «отпустить». Как вы можете видеть, есть разные нюансы смысла в каждой концепции, и я не могу вспомнить ни одной концептуализации, которая охватывала бы все случаи. Может быть, лучше сказать, что пациенты, которые приходят к соглашению с их смертью, не чувствуют, что они должны продолжать бороться или протестовать против этого. Это может быть долгой, мучительной борьбой, чтобы достичь этой точки.

Еще один аспект того, чтобы смириться со смертью, — перестать бояться этого.

Трудно подойти к смерти с чувством мира или принятия, если вы боитесь процесса умирания. Может помочь то, что вы будете знать — в значительном большинстве случаев боль и страдания умирающих от рака могут эффективно управляться и контролироваться разумным использованием опиоидных препаратов и других стратегий. Когда приходит время, команда хосписа или другие специалисты по паллиативному (направленному на поддержание приемлемого качества жизни пациента) лечению делают все возможное для того, чтобы смерть человека от рака либо по каким-то другим причинам была с тихой и безболезненной. Не сомневайтесь, обращаясь к ним за помощью. Это эссе базируется не только на том, что пациенты в терапии рассказали мне, но также и на интервью, которые я провел как часть исследования с пациентами моложе 50 лет, которые находились в тяжелом состоянии. Они стремились прийти к соглашению с их смертью, поскольку их рак прогрессировал, и нашли, что взгляд в будущее — больше, чем что-либо другое, помог им в этом процессе.

Когда я был в онкологическом центре Калифорнийского университета Сан-Франциско, я встречал много молодых пациентов, которые имели плохой прогноз и которым потребовалось много времени, чтобы прийти к соглашению с той мыслью, что они, вероятно, умрут в течение года или двух. Я хотел лучше понять, как они достигли этой точки понимания для того, чтобы помочь нашей команде в поддержке этих пациентов в той мере, которая была им необходима. В интервью двадцати пяти из этих пациентов было предложено поделиться мыслями, эмоциями, убеждениями и опытом, которые помогли им в этом процессе. Интервью были записаны, а стенограммы впоследствии — проанализированы, чтобы определить общие темы или факторы (то есть определенные мысли, убеждения, опыт), которые помогли этим пациентам перед лицом ранней смерти. Наша исследовательская группа определила шесть факторов, которые имеют отношение по крайней мере к 50 процентов опрошенных пациентов. Это не были первоначальные чувства пациентов при первом узнавании об их прогнозе; чувства развивались с течением времени, поскольку они стремились прийти к соглашению с этим прогнозом.

Благодарность

Этот первый фактор явился поразительным выводом, который свидетельствует о силе благодарности. Чувство благодарности упоминали 84 % онкологических пациентов. Они оглядывались на свою прожитую жизнь и были благодарны за те годы, которые они прожили, и положительный опыт, которым они наслаждались. Большинству из них благодарность помогла компенсировать чувство досады из-за обманутых ожиданий на долгую жизнь. Благодарность является частым чувством для пациентов пожилого — 70–80 лет — возраста, который является достаточным основанием для того, чтобы быть благодарными за долгую жизнь, и для того, чтобы сбалансировать негативные чувства, которые вызывает смерть.

Если вы — молодой человек и имеете плохой прогноз, то вы можете заглянуть в будущее и почувствовать себя обманутыми жизнью, которую вы пропустите. Но вы также можете оглянуться назад на свою жизнь, которую вы уже имели, и поблагодарить за это. Оба подхода полностью оправданы. Один из пациентов сказал, что это был его выбор, смотреть вперед или оглядываться назад, и что он выбирал изо всех сил, чтобы оглянуться назад и подвести итоги того, за что он мог испытывать чувство благодарности. Благодарность обеспечивала ему комфорт и помогла облегчить боль преждевременной смерти. Ему было всего сорок два года.

Люди, которые считают себя вправе иметь хорошую жизнь, возможно, принимая это как должное, и редко испытывают чувство благодарности. Благодарность вырастает из наблюдения вашей удачи в мире, где ничья удача не гарантируется. Благодарность должна происходить, когда вы видите, что удача на вашей стороне, хотя она никому не гарантирована.

Чувство гордости

Этот фактор — чувство гордости за свои достижениях или за внутренние качества, развивавшиеся в течение многих лет, были упомянуты 80 % пациентов. Чувство гордости за себя может прийти, если вы спросите себя: «Что я сделал со своей жизнью?» и «Что я из себя представляю?». Пациенты не хвастают этим; на самом деле, многие не хотели использовать слово «гордиться». Они были более склонны просто сказать, что они чувствовали себя хорошо, думая о некоторых вещах — обычно о том, чего они достигли в работе или в личной жизни, например, долгий брак или были хорошим родителями. Правда, если его спросить, они скажут, что да, это было приятное чувство гордости.

Понятие «смысл жизни» объединяет несколько лет в единое целое. Эта конструкция родила вопрос, что же мы сделали с тем, что называется наша жизнь? Разве мы просто жили изо дня в день, без какого-либо чувства объединяющей цели, которая охватывает все эти годы? И если мы считаем, что мы положили нашу жизнь на осуществление позитивных целей, то мы можем подойти к смерти с заслуженной гордостью. Вместе с благодарностью это чувство может помочь успокоить душевную боль ранней смерти.

Религиозная вера или духовность

Семьдесят два процента пациентов сообщили, что их религиозная вера или духовность помогла им примириться с прогнозом. Для многих это была вера в своего рода загробную жизнь, такую, как рай или реинкарнации. Некоторые упоминали их дух, сущность или душу как аспект их внутреннего существа, которое будет жить в некоторой духовной форме. У некоторых были основное верование в Божью волю или план — план, в котором что-то положительное возникнет из их смерти. Верующие пациенты стремились принять свою болезнь в этом контексте. Один пациент упомянул идею о капитуляции перед Божьей волей, чтобы отпустить и принять все, что может случиться.

Некоторые пациенты сказали, что буддистские верования и принципы были полезны им в мыслях о смерти. В сущности, это представление о мимолетном характере всего, что есть. Следующая аналогия передает эту важную часть учения. Подумайте об океане с бесчисленными отдельными волнами и ряби на ее поверхности. В глубине есть только огромный океан, весь, без каких-либо отдельных частей. Отдельные части — только на поверхности. Эти волны и рябь появляются из океана, но они не то же самое, что океан. Они задерживаются на некоторое время на поверхности и в конечном итоге возвращаются в глубину моря, глубже, где все едино. Вся природа, включая нас самих, участвует в этом грандиозном процессе пришествия в бытие на короткое время, а затем решения вернуться к нашему источнику. Такая концептуализация помогла многим пациентам чувствовать себя хорошо и безопасно уйти.